В последние три года в России появляется все больше желающих его выучить, несмотря на мнение о том, что он сложный. В итоге в нашей стране китайский вышел на второе место по популярности после английского.
С этого года в Павловской гимназии появилась возможность выбрать китайский язык как дополнительный. Организованы группы для детей от 7 лет, а занятия проводят носители языка.
Мы решили разобраться, чем китайский принципиально отличается от других языков, зачем стоит его учить, такой ли он сложный, как все говорят, и как обычно проходят занятия с детьми. С этими и другими вопросами мы обратились к нашему эксперту – методисту школы китайского языка Chinese First Инне Витальевне Митиной.
Чем принципиально отличается китайский язык от русского и, например, английского, который обязательно изучают в школах?
– Китайский язык отличается от русского и английского по нескольким ключевым аспектам: письменность, фонетика и произношение, грамматика, лексика и словообразование. Разберем их подробнее.
1. Письменность
Китайский использует иероглифическую систему письма, где каждый символ представляет собой морфему – значимую единицу языка. Иероглифы не указывают на произношение и требуют запоминания формы.
Русский и английский языки используют алфавитные системы (кириллицу и латиницу соответственно), где буквы обозначают звуки, что делает чтение и письмо более фонетически ориентированными.
2. Фонетика и произношение
Китайский – это тональный язык, то есть значение слова зависит от тона (например, «mā» (мама) и «mǎ» (лошадь) отличаются только тоном). В китайском очень мало слогов, поэтому тональность критически важна.
3. Грамматика
В китайском отсутствуют падежи, времена, род и число. Например, слово «书 (shū)» может означать как «книгу», так и «книги». Времена выражаются с помощью вспомогательных слов или контекста. При этом в предложении жесткий порядок слов.
4. Лексика и словообразование
В китайском в основе лежат односложные корни, а новые слова часто создаются методом сложения (например, «компьютер» – 计算机 (jìsuànjī), досл. «считающая машина»). А русский и английский активно используют аффиксацию (приставки, суффиксы, флексии), что меняет грамматические формы слов.
В каком возрасте лучше начать изучать китайский и всех ли детей можно ему научить? Бывают ли «безнадежные случаи»?
– Китайский можно начать изучать с 4 лет. При этом общение с учителем строится в игровой форме, это могут быть прогулки и совместное выполнение заданий. В возрасте 4–7 лет ребенок успешно осваивает китайское произношение, тогда как после 10 лет сформировать его уже труднее. Мозг ребенка более гибкий, он проще запоминает тональность и иероглифы. Подростки и старшие школьники легко и с интересом воспринимают китайскую культуру, не сравнивая ее с уже известной и понятной русской, английской и другой.
«Безнадежных случаев» не бывает, так как мозг человека способен выучить любой язык. Но возможны сложности, которые могут замедлить процесс или сделать его менее комфортным.
Какие сложности могут возникнуть? К чему нужно быть готовым?
– Я перечислю основные, с которыми обычно сталкиваются ученики, и расскажу, как их преодолеть.
«У меня нет способности к языкам»
На самом деле языковая способность развивается, как и любая другая. Китайский требует терпения и системного подхода. Начинать стоит с малого: простых фраз, пиньиня (латинизированной транскрипции), базовых иероглифов.
«Китайский слишком сложный»
Да, он сильно отличается от русского и английского, но его грамматика проще, чем у большинства европейских языков, так как нет спряжений, падежей, сложных времен. Главное, не пытаться учить все сразу: сначала – произношение, потом – базовую лексику, а затем – иероглифы.
Проблемы с тональным произношением
Тоны – это непривычно, но освоить их реально. В детстве все мы учились правильно ставить ударения в родном языке, с тонами ситуация похожая. Здесь, безусловно, поможет хорошая методика – имитация носителей, пение китайских песен, работа с носителем или приложениями.
С чего начинается изучение китайского языка? Например, освоение многих иностранных языков начинают со звуков или букв. А как это происходит в китайском?
– Изучение китайского языка начинается с фонетики, понимания и освоения пиньиня, затем лексики и иероглифики. После чтения иероглифов с помощью пиньиня, примерно через 2-3 года изучения китайского языка (школьный возраст), можно начинать читать только по иероглифам простые разговорные фразы.
Если дети еще не умеют читать, не изучают английский, то в первые годы изучения китайского языка внимание акцентируется на аудировании и говорении, процесс идет в игровой форме, происходит создание языковой среды.
Как строится урок у начинающих? Есть ли какие-то обязательные элементы? Что вообще делают дети на занятиях?
– Китайский язык для детей – это игра, жизнь. Китайский язык для школьников – осознанное и старательное отношение к языку. Уже с первых занятий прорабатываются все четыре учебных навыка: говорение, аудирование, чтение и письмо. При этом письмо (основная часть) – это домашнее задание.
Кто, по вашему мнению, должен преподавать китайский: русскоговорящий учитель или носитель языка?
– Русскоговорящий учитель может научить китайскому языку, доходчиво объяснить его грамматику. Но именно носитель дает красивое и правильное произношение. Напомню, именно произношение вызывает основные сложности. Поэтому более эффективный результат дают занятия с экспатом.
Если учитель не говорит на русском, а дети еще не знают китайский, как проходит урок? Как они понимают друг друга? Не мешает ли это процессу обучения?
– Нет, это не мешает, а в некоторых случаях даже помогает. Конечно, язык-посредник облегчает процесс обучения, и в течение урока можно получить больше информации и закрепить ее. С другой стороны, отсутствие языка-посредника создает языковую среду. Процесс может идти медленнее, но знания хорошо закрепляются при помощи визуального восприятия, тактильного ощущения. Полное погружение в язык (так называемый метод погружения, или immersion method) считается одним из самых эффективных способов изучения иностранного языка, особенно для детей.
Почему это не проблема?
1. Дети учат язык естественным способом.
- Маленькие дети осваивают родной язык именно так – через контекст, жесты и повторения.
- Если учитель использует наглядные материалы, жесты, мимику, дети постепенно начинают понимать смысл слов без перевода.
2. Не возникает зависимости от родного языка.
- Если учитель говорит по-русски, дети могут лениться и ждать перевода.
- Когда перевода нет, мозг учится понимать китайский напрямую, что ускоряет освоение языка.
3. Используются альтернативные способы объяснения.
- Хороший преподаватель будет активно использовать картинки, видео, карточки, ролевые игры, песни.
- Такой подход делает обучение интересным и живым.
4. Формируется правильное произношение.
- Ребенок сразу слышит естественную китайскую речь, а не «русский китайский» с акцентом.
Сколько длится «молчаливый» период в китайском? Через какое время после начала занятий ребенок начнет свободно говорить? Например, сможет не только повторять отдельные слова, но и рассказать о себе, своей семье и т. д.
– Если мы говорим о ребенке, повторять слова за учителем можно после первого урока, составлять фразы – чуть позже (на это может уйти 5–7 занятий). Свободно разговаривать ребенок сможет только при усиленном повторении пройденного материала дома после урока.
Сначала происходит заучивание фраз на жизненные темы, их воспроизведение. Когда школьник станет понимать простые базовые грамматические понятия, он сможет говорить экспромтом. Но всегда нужно знать, что изучение китайского языка не ограничивается только занятиями в школе.
В китайском множество диалектов, кроме того, письменный язык отличается от разговорного. Какой диалект изучают гимназисты на занятиях?
– Иностранцы в любой стране и в самом Китае изучают китайский упрощенный – путунхуа (Mandarin). Китайский письменный и разговорный языки сильно отличаются, особенно в официальной и классической форме. Китайский письменный формальнее, сложнее и логичнее. В разговорном используются неполные фразы, повторы, сокращения, сленг, интонация для передачи смысла.
Можно ли изучить китайский язык самостоятельно?
– Да, возможно, но это потребует дисциплины, правильного подхода и постоянной практики. Должны быть система, мотивация и регулярная практика. Главное – не бросать и помнить, что даже носители учат иероглифы многие годы.
Интересно, а можно ли научиться говорить по-китайски, не изучая иероглифы?
– Да, можно, но это ограничит ваши возможности. Без иероглифов можно освоить разговорный китайский, базовую грамматику, аудирование.
Для чего ребенку учить китайский язык, если не брать во внимание только популярность и экономические аспекты? Дает ли это какие-то преимущества?
– Китайский способствует развитию мозга и когнитивных способностей. Он активирует оба полушария благодаря своей уникальной письменности и тональной системе. У детей, которые изучают китайский, улучшаются память, концентрация внимания и аналитические способности.