Одна из проблем современного образования – это нежелание детей учиться, потеря мотивации и снижение интереса к урокам. Причем это касается не только подростков – такие проблемы начинают появляться уже в младшем школьном возрасте. Это беспокоит и педагогов, и родителей.
Большинство будущих первоклассников признаются, что хотят пойти в школу, получать высокие оценки и похвалу учителей и близких. Но с течением времени ситуация меняется, у кого-то это происходит уже к середине учебного года. Ребенок делает уроки из-под палки, может даже устраивать скандалы и заявлять, что в школе ему не нравится и учиться он не хочет.
В этой статье мы постараемся разобраться, что влияет на мотивацию, как учителя и родители могут помочь ребенку ее сформировать. Своим взглядом на проблему и мнениями о возможном решении поделятся учителя Павловской гимназии.
Физиология и возрастные особенности
Существует несколько причин, которые снижают интерес и желание школьников учиться. Например, физиологические и психологические особенности определенного возраста, страх ошибки, который создает дополнительный стресс, большой поток информации в школе и за ее пределами, несовременность материала в учебниках и мнение о неприменимости школьных знаний в жизни и много иных.
Психологи и другие специалисты отмечают, что одними из причин снижения мотивации являются нарушения режима дня и несбалансированное питание, отсутствие физической активности. Дети все больше времени проводят с гаджетами и мало бывают на свежем воздухе.
Учитель информатики, руководитель методического центра Павловской гимназии Наталия Васильевна Викторова говорит о том, что мотивацию сложно получить там, где на это нет физических ресурсов:
«Если школьник не высыпается, плохо питается, банально устает, то вряд ли он будет замотивирован выполнить какую-то большую исследовательскую работу или пробежать кросс. У ребенка должно быть полноценное и качественное питание. Есть исследования, которые подтверждают, что от работы кишечника зависит работа мозга, в частности, психо-эмоциональное состояние и когнитивные функции».
Она подчеркивает, что родителям важно находиться в контакте с ребенком, вести диалог:
«Если я родитель, который интересуется жизнью своего ребёнка, я обязательно замечу, что он не выспался, плохо завтракает. Для меня это сигнал к тому, чтобы я пообщалась с ним. Если родитель в хорошем смысле занимает наблюдательную позицию и со своим ребёнком в контакте, то это всегда принесет плоды, которые скажутся на мотивации».
Поэтому первоначально важно наладить режим дня, сна, питание и обязательно соблюдать баланс между учебой и отдыхом, который тоже нужен, иначе школьника ждет выгорание.
Личность учителя и атмосфера в школе и на уроке
Личность учителя и то, как он преподает, безусловно, влияют на интерес и стимул школьников учиться. Педагоги Павловской гимназии перечислили те качества, которые, по их мнению, важны, чтобы мотивировать учеников.
«Замечательно, если в школе педагогический коллектив состоит из действительно профессиональных людей и личностей как таковых, – говорит Наталия Васильевна Викторова. – Когда человек знает, зачем он здесь находится, какую миссию несет, ради чего проводит 45 минут с этими детьми, то и его общение с ними уважительное, потому что он уважает себя».
Учитель начальных классов Анна Олеговна Желанникова подчеркивает, что педагогу просто необходимо хорошо знать современных детей, проявлять неподдельный интерес к тому, чем они увлекаются. При этом учитель должен непрерывно развиваться.
«Нужно идти в ногу с ребенком, в ногу со временем, владеть актуальными и современными компетенциями. Не говори – «не умею», говори – «научусь». Если учишься сам, можешь научить других. Учитель знает интересы детей, с легкостью находит общий язык с ними, это сближает их», – уверена Анна Олеговна.
С этим полностью согласна ее коллега Елена Романовна Смольская. По ее мнению, учитель должен всегда быть в курсе, какие игрушки интересны современным детям, какие мультфильмы они смотрят, какие книги читают.
«Таким образом взрослый имеет возможность выстроить доверительные отношения, найти общие смыслы и ценности. Например, для меня самый обычный морской камушек или бумажный самолетик может стать тем важным, что поможет этот диалог между взрослым и ребенком построить», – резюмирует Елена Романовна.
Таким образом, педагог не просто тот человек, который повторяет, что образование важно и нужно, но и своим примером показывает, что учеба не заканчивается после школы и вуза, что приобретать новые знания и навыки полезно в любом возрасте.
«Необходимо демонстрировать ценность образования не только 1 сентября, а подчеркивать это буквально каждый день на уроке. Вместе удивляться чему-то, вдохновляться, быть интересным своим воспитанникам. Важны профессиональная мобильность, потребность менять себя», – рассуждает Елена Романовна.
Одна из причин снижения мотивации состоит в том, что современные школьники не понимают, как применить материал из учебника на практике, в обычной жизни. В итоге дети просто механически заучивают текст или переписывают задания, без интереса и не вникая в содержание и смысл. С этой проблемой помогают справиться внедрение новых методик и технологий, актуализация информации.
«Учитель должен включать современные технологии, потому что дети в этом мире живут. Задания должны быть приближены к жизни ребенка, иначе они не имеют для него значимости и познавательной активности не получится», – объясняет Наталия Васильевна Викторова.
Другая важная черта педагога – это справедливость, непредвзятость в действиях, словах, требованиях.
«Требования ко всем едины, не важно, отличник ты или нет. Мы совместно с детьми выводим правила и критерии, поэтому им понятно, почему они получили ту или иную оценку. На уроках я провожу и самооценивание, и чаще всего мое решение совпадает с мнением ребенка», – рассказывает Анна Олеговна.
Безусловно, ученику будет комфортно в школе, где атмосфера доброжелательная, где он может выразить свое мнение, поделиться мыслями, задать вопрос. Об этом говорит заместитель директора по основной и старшей школам, учитель химии Елена Юрьевна Васюкова.
«Очень важна для включенности детей атмосфера, когда ему не страшно идти на урок, когда интересно. Страх может быть связан с авторитарным стилем преподавания педагога или невыстроенной коммуникацией, но на страхе мотивации не построишь», – утверждает Елена Юрьевна.
О выстраивании здоровых отношений с учениками, когда их точка зрения, идея и чувства важны для педагога, говорит Анна Олеговна Желанникова:
«Учитель должен уважать личность ребенка независимо от его возраста, создавать партнерские отношения «наравне». Когда нужно выслушать ребенка, я присаживаюсь ниже, чтобы он задавал вопрос глаза в глаза. В учителя встроено детство, поэтому он с легкостью находит общий язык со своими детьми. Необходимо гибко подходить к подаче материала, чувствовать ситуацию, импровизировать, менять план исходя из потребностей и возможностей учеников, приводить примеры, отражающие и затрагивающие интересы современных детей. Это, по моему мнению, залог того, что ты будешь понятен детям, так как идешь от них, а не навязываешь свое», – рассуждает Анна Олеговна.
Таким образом, педагогу необходимо в первую очередь хорошо знать своих учеников, понимать, что им интересно, применять на уроках современные технологии, учиться новому вместе с детьми.
А зачем вообще учиться? И о роли родителей
У современного поколения детей возникает мысль о том, что совсем неважно, как ты учишься, а образование вовсе бесполезно. Тем более в интернете часто приводят в пример известных и медийных людей, блогеров, которые плохо учились в школе, но это не помешало им стать успешными. Поэтому совершенно оправданно, что школьники задаются вопросом: «А зачем тогда вообще ходить в школу?»
Как и что могут на это ответить взрослые? Педагоги Павловской гимназии придерживаются мнения, что здесь важна позиция родителей.
Учитель истории Григорий Александрович Камчатнов делит мотивацию на глобальную (стратегическую) и тактическую (сиюминутную).
«Стратегическая, или глобальная мотивация, - это вопросы «Зачем вообще учиться?» или «Зачем мне ходить в школу?». Это решается прежде всего на уровне семьи. Важно объяснить карьерные возможности, поговорить о широте знаний и эрудиции, гибкости, объеме нейронных связей, который способствует тому, что человек может перепрофилироваться, обучаться всю жизнь, и так далее. А если он будет узконаправлен, то намного сложнее будет поменять профессию и быть востребованным на рынке труда. Учитель может это объяснить, но все же чаще он работает с текущей мотивацией, то есть помогает стимулировать школьников работать на данном, конкретном уроке».
Елена Юрьевна Васюкова, рассуждая о внешней и внутренней мотивации, поясняет:
«Самое понятное, это, конечно, внешняя мотивация – отметка. И здесь большую роль играет семья, потому что планку ожиданий, учебных достижений, результатов устанавливают родители, а мы, учителя, это поддерживаем. Главная задача педагогическая – это внутренняя мотивация, а в ее основе лежат смыслы. Здорово, если бы каждый педагог сначала отвечал сам себе, когда идет на урок: «Зачем это нужно ребенку? Зачем сейчас мы это будем осваивать?» И тогда появляются определенные методические приемы».
Такого же мнения придерживается Наталия Васильевна Викторова. Она считает, что формирование мотивации происходит внутри семьи и в данном вопросе важна позиция родителей.
«Я буду придерживаться триады родитель – ученик – школа/учитель. Мы не подписываем договор о взаимной поддержке, уважении и сотрудничестве, но по факту это происходит именно так. Школа транслирует ценность образования, и родители тоже обучаются, несмотря на возраст. Они читают, они интересуются миром, они спрашивают ребенка не про тройки, двойки, пятерки, а о том, что интересного было в школе. Если эта ценность внутри семьи ретранслируется, тогда ребенку на 100% очевидным становится, что учиться надо. Это, мне кажется, прекрасная связка, которая подпитывает мотивацию», – уверяет Наталия Васильевна.
Родители могут привести примеры знакомых, которые много учились, получили несколько образований, меняли сферу деятельности, в итоге добились высоких результатов и стали востребованными специалистами в той или иной области. Пример взрослых всегда мотивирует, так как они проходят курсы повышения, посещают семинары, слушают лекции, потому что им это действительно интересно.
Психолог Л. С. Выготский говорил, что для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели. И действительно, детям в школе еще сложно ее ставить, но родители как раз те люди, которые могут научить планировать и достигать намеченных ориентиров.
«Дети берут пример с родителей. И если родители это делают, то дети легко копируют этот образ жизни. Умение планировать и достигать целей очень сильно влияет на мотивацию. Когда я понимаю, что сделал это, я собой доволен, и это двигает меня дальше. Позитивное подкрепление, аккуратное поддерживающее поведение родителей, их одобрение научат ставить цели и стремиться к их достижению», – поясняет Наталия Васильевна Викторова.
Елена Романовна Смольская рассказала о том, как происходит коммуникация с родителями, и о том, в чем заключается поддержка школьника с их стороны:
«Учебная мотивация – хрупкий и сложный процесс, который нужно поддерживать и который складывается из ежедневного общения родителя с ребенком. У нас проходят индивидуальные консультации с родителями раз в модуль, где мы беседуем о ценности и важности поддержания стремления ребенка стать школьником, его желания хорошо учиться, советуем искренне выражать заинтересованность его школьными делами, показывать серьезное доброжелательное отношение к первым достижениям, а возможно, и неудачам. Необходимо дать маленькому школьнику возможность почувствовать, что у него все получится, что в него верят. Нужно радоваться вместе с ребенком его большим и маленьким успехам, обсуждать проблемы, думать вслух, учить его относиться к миру с вопросом и интересом».
Таким образом, отношение родителей к образованию, заинтересованность делами ребенка в школе, поддержка, определенные ожидания и ориентиры, которые они ставят перед ним, а также взаимоотношения в цепочке учитель – ученик – родитель являются ключевым звеном в формировании мотивации.
В заключении мы спросили у Елены Романовны Смольской, как сохранить у ребенка естественную любознательность и что делать, если мотивация пропадает. Педагог подчеркнула, что ученику важно чувствовать свой успех, пусть даже небольшой. Особенно в этом нуждаются дети, которые испытывают трудности, отстают от своих одноклассников.
«Педагогу следует выстроить взаимодействие с таким ребенком так, чтобы он почувствовал успех с первой минуты выполнения учебного задания, так как одной из причин потери мотивации считаю предъявление ученику задач, несоразмерных его навыку. Дать доступные для него задания, чтобы он почувствовал радость, оттого что у него получается, чтобы не потерял веру в себя. Тогда он начнет включаться. Ученику должно быть понятно, интересно, посильно. А учитель должен чувствовать его», – пояснила Елена Романовна.
Ученику, действительно, важно видеть результат своих трудов, понимать, что он может, у него получается, пусть пока и не все. Тогда обучение будет приносить удовольствие, будет желание ходить в школу и получать новые знания.
По мнению педагогов Павловской гимназии, в учебном процессе важно идти от интереса ребенка и его запросов, создавать атмосферу, где он может попробовать себя в разных ролях. Учитель должен не словом, а делом доказывать, что образование – это классно. При этом материал должен отвечать запросам времени и общества, чтобы школьник получал максимальную пользу от обучения. Тогда все здесь приобретает личностный смысл и ценности.
Среда Павловской гимназии, методы и приемы, которые используют учителя, способствуют тому, что школьники учатся размышлять самостоятельно, проявляют настойчивость, не боятся задавать вопросы и ошибаться. С другой стороны, процесс формирования и развития мотивации невозможен без участия и содействия родителей, которые создают ориентиры, направляют ребенка, ставят перед ним определенные задачи, а школа и педагоги поддерживают в этом. Семья и педагоги должны работать заодно, тогда это точно принесет результат.
О форматах уроков в Павловской гимназии и приемах, которые используют наши педагоги, чтобы заинтересовать и мотивировать учеников, мы расскажем в следующем материале.