Анна Олеговна Желанникова привела примеры необычных и нешаблонных занятий в начальной школе Павловской гимназии:
«Уроки становятся «лабораториями», «мастер-классами», «площадками», «научными конференциями». Дети могут стать помощниками учителя, куратора, как, например, в «ИгроПАРКЕ» или в «НАУКА-ГРАДЕ», а иногда полностью заменить их, провести часть урока, разработать свои задания, как в проекте «Большая перемена» на день рождения гимназии или «День знаек» в предпоследний день модуля».
В основной и старшей школах учителя также реализуют интересные задумки, которые направлены на поддержание интереса школьников к предметам. Так, шестиклассники, чтобы лучше понять и решить задачу по математике на вычисление концентрации или массовой доли вещества в смеси, идут в кабинет химии. Под руководством Елены Юрьевны Васюковой они не только пытаются разобраться в терминологии, но и учатся работать с лабораторным оборудованием и проводят опыты, то есть решают задачу на практике.
В 7-х классах на уроке истории проходит «Этнографический фестиваль». Гимназисты делятся на группы, каждая из которых готовит красочные плакаты и выступления с рассказом об одном из народов России и демонстрацией обряда, танца или песен.
Григорий Александрович Камчатнов утверждает, что единого приема и решения, как замотивировать учащихся, нет. По его мнению, все индивидуально, но важно найти то, что заинтересует большинство ребят. Он говорит, что на уроках ему помогает актуализация. К тому же история циклична, что дает возможность проводить параллели с современностью. Все это цепляет учеников.
Так, недавно Григорий Александрович включил в программу по истории для старшеклассников проект «Моя семья – моя история». Суть его в том, что ученики рассматривают историю XX–XXI веков в контексте прошлого своих ближайших предков и родственников, как на них повлияли те или иные события. Такой прием позволяет школьникам не только лучше узнать историю и свои корни, но и стимулирует интерес к предмету, они учатся анализировать ход событий и их результаты через осознание причастности к ним своей семьи, предков. Кроме знаний, которые получили на уроках, ребята демонстрируют умение выступать публично, делать современные и содержательные презентации, использовать ораторские приемы.
«Если говорить о конкретном приеме, то я иногда провожу активизирующие или мотивирующие десятиминутки, когда мы с детьми обсуждаем на уроке: «А чему я могу научиться на уроке?» Это могут быть критическое мышление, публичное выступление и т. д. Потом школьник выбирает для себя ключевые моменты, чем он конкретно будет заниматься. Например: «Я, посещая уроки истории в этом году, планирую научиться выступать». Ученики вклеивают список в тетрадь – так будет перед глазами. Он видит его, стремится к своей цели, и это помогает выстраивать ту самую личную заинтересованность, личную мотивацию от каждого занятия. В списке было до 20 пунктов, колонки "Я хочу”, “Я могу” и ”Я буду”», – объясняет Григорий Александрович.
Елена Юрьевна Васюкова в разговоре о приемах, которые можно использовать на уроке, подчеркивает, что их много, но в первую очередь нужно ориентировать на тех детей, которые перед тобой находятся, на их запросы, на то, что их волнует прямо сейчас. В этом случае правильнее отойти от подготовленного плана и подстроиться под ситуацию.
«Срабатывают профессиональный опыт, педагогическая мудрость, когда чувствуешь и понимаешь, что это зацепило, глаза загорелись. Прием, который я сама часто использую, – не даю быстро правильных ответов, а позволяю ребятам порассуждать, поспорить. Иногда можно предложить какой-то парадокс, который приводит их в тупик, противоречит уже имеющимся знаниям. Такой подход находит эмоциональный отклик, а это в свою очередь хороший показатель включенности», – говорит Елена Юрьевна.
Абсолютно все педагоги гимназии: и в начальной, и в основной, и старшей школах – поддерживают у ребят привычку задавать вопросы. Это еще один показатель того, что им небезразлично, что они погружаются в материал.
«Чем больше вопросов возникает, тем больше ты понимаешь, что они в теме. И вообще очень классно, когда урок начинается не со слов «Ребята, запишем тему сегодняшнего урока…», а когда он начинается до звонка и ребенок приходит с каким-то вопросом», – поделилась Елена Юрьевна.
«Мотивация начинается с удивления и вопроса», – уверена Елена Романовна Смольская. А Анна Олеговна Желанникова говорит о том, что важно не просто стимулировать детей задавать вопросы, а хвалить за них.
«Вопрос – это путь в «обход ошибки». Важно настроить равноправную коммуникацию с детьми, чтобы был диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик», и избегать монолога учителя. Когда ученик без тревожности задает вопросы и высказывает свои мысли и идеи, это основной показатель того, что к ошибкам он относится без волнения и боязни».
Педагог рассказала о «методе парковки», благодаря которому ни один вопрос ученика не остается без ответа.
«Если в данный момент я не могу ответить, вопрос улетает на парковку. И либо этот ребенок, либо его одноклассник может подготовить ответ на него в виде небольшого сообщения, либо я чуть позже отвечаю», – рассказывает Анна Олеговна.
Учитель начальных классов Елена Романовна Смольская также поделилась своими методами и приемами в работе. Например, вместо темы урока она использует имя: афоризм, цитату, которые выражают главную идею. Это помогает учащимся запоминать не только тему, но и саму суть. Другое интересное решение – это факт дня, слово дня, эпиграф дня, предмет/герой события, неожиданный конец размышлений, который позволяет ребенку уйти с урока с вопросами и желанием найти на них ответы. Часто она использует формат урок-исследование или урок-поиск, в основе которого лежит технология учебного проблемного обучения.
«Эта технология обеспечивает высокий уровень самостоятельности, когда в центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным знанием», которое он должен передать детям в готовом виде», – объясняет Елена Романовна.
Одним из примеров урока-исследования является образовательный проект «НАУКА-ГРАД ПИРует», который проходит в пятом модуле. Дети представляют свои проекты, задают вопросы, смотрят, как можно презентовать себя и свою работу.
Таким образом образовательные форматы, которые используют педагоги Павловской гимназии, делают процесс обучения увлекательным, осмысленным и полезным.
Учитель начальных классов Елена Романовна Смольская также поделилась своими методами и приемами в работе. Например, вместо темы урока она использует имя: афоризм, цитату, которые выражают главную идею. Это помогает учащимся запоминать не только тему, но и саму суть. Другое интересное решение – это факт дня, слово дня, эпиграф дня, предмет/герой события, неожиданный конец размышлений, который позволяет ребенку уйти с урока с вопросами и желанием найти на них ответы. Часто она использует формат урок-исследование или урок-поиск, в основе которого лежит технология учебного проблемного обучения.
«Эта технология обеспечивает высокий уровень самостоятельности, когда в центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным знанием», которое он должен передать детям в готовом виде», – объясняет Елена Романовна.
Одним из примеров урока-исследования является образовательный проект «НАУКА-ГРАД ПИРует», который проходит в пятом модуле. Дети представляют свои проекты, задают вопросы, смотрят, как можно презентовать себя и свою работу.
Таким образом образовательные форматы, которые используют педагоги Павловской гимназии, делают процесс обучения увлекательным, осмысленным и полезным.