Новости и события
9 февраля, 2024

Борис Белозеров: Учите детей концепции стратегического любопытства

У почетного гостя «Павловской ласточки» Бориса Белозерова много интеллектуальных регалий и званий. Он обладатель «Хрустальной совы» телевизионного клуба «Что? Где? Когда?», победитель шоу «Самый умный», золотой медалист в школе. Он точно знает, как вырастить из ребенка умного и эрудированного человека, решили мы. И задали знатоку несколько вопросов на эту тему.

Будучи обладателем официального звания «Самый умный», вы точно знаете, как себя ощущает умный ребенок?

Я всю сознательную жизнь увлекаюсь интеллектуальными соревнованиями. В детстве, если удавалось на них здорово себя проявить, возникало самоощущение некоторого превосходства. В целом для ребенка такие чувства двоякие: ты знаешь, что способен на большее, чем многие из твоего окружения, но это автоматически накладывает на тебя больше ответственности, особенно если ты амбициозен. С точки зрения родителей, в этом есть свои плюсы и минусы, в любом случае воспитать умного ребенка – интересный вызов.

Современный эрудированный интеллектуал – он какой? Можно говорить о каком-то условном стандарте? Есть ли какие-то обязательные качества, например: умение рано читать, считать? Когда у вас появятся собственные дети, какой стратегии обучения вы будете придерживаться?

Сейчас человек должен уметь быстро осваивать новое, уметь анализировать огромный поток входящей информации и определять, что ценно, а что нет. Не могу сказать, что вижу какой-то «стандарт интеллектуала», но умение адаптироваться к жизни и критическое мышление для меня во многом определяют тех, с кем интересно общаться. Для своих детей я бы тоже ставил эти качества в приоритет. Плюс с детства обязательно помог бы освоить несколько гарантированно полезных по жизни направлений: творческое – это музыка, танцы, рисование и т. д.; мыслительное – математика, логика, шахматы; физическое – любой физический вид спорта по желанию; иностранные языки.

Как родители вели себя с вами после взлета популярности? Хвалили, поддерживали? Хотелось бы педагогического совета: как мотивировать на успех, но при этом не дать упасть с высоты собственной популярности? Нужно ли готовить к возможным поражениям?

Родители всегда меня очень поддерживали, за что я им благодарен. Считаю это лучшей стратегией для развития ребенка и хороших отношений в дальнейшем. Участие в игре «Самый умный» как раз было очень полезно в свое время, чтобы выработать конструктивное отношение к поражениям. Хотя не могу сказать, что тогда и сейчас проигрыши давались мне легко - скорее, я заставляю себя видеть в них потенциал для обучения и развития. Это дисциплинарный навык, его можно освоить, и он очень помогает по жизни – воспринимать любую неудачу и ошибку не как что-то негативное и печальное, а как возможность стать лучше после правильной работы над собой и включения индикатора слабых мест.

Любопытство – природное качество или его можно развивать? Как это культивировали в вас родители? Как вы поощряете любопытство своих учеников в лицее?

Люди любопытны по своей биологической природе – именно оно завело нас на Северный полюс, в космос и позволило открыть много тайн Вселенной. Как мне кажется, любопытство очень важно поощрять. Например, мои родители (в первую очередь мама) водили меня на любые кружки, которые были мне интересны, подкидывали разнообразные книги, чтобы я мог находить ответы на свои многочисленные вопросы. У меня есть даже концепция «стратегического любопытства» – когда любопытство и постоянное освоение нового становятся жизненной стратегией. Например, услышав новое слово или незнакомую историю, нужно обязательно ее после загуглить и побольше почитать на эту тему. Главное, делать так всегда – тогда ваш кругозор за несколько лет очень расширится, а хороших идей и концептов в голове станет на порядок больше. Ребятам из Горчаковского лицея МГИМО, где я преподаю экономику, об этой технике рассказываю каждый год, и на занятиях по интеллектуальным играм мы регулярно применяем такую практику.

Вы увлекаетесь киберспортом. Многие родители воспринимают компьютерные игры как большое зло. В чем польза игр и как понять, где черта между пользой и зависимостью?

Мои родители грамотно поступили в свое время: мне можно было спокойно играть в компьютерные игры, но ограниченно, 30 или 60 минут в день, в зависимости от занятости. Игры помогают развивать «быстрый» интеллект, решать какие-то задачки и работать в команде, если это командная игра. Я всегда предпочитал стратегические игры, и, мне кажется, это достаточно положительно сказалось на моем развитии. Поэтому считаю контрпродуктивным запрещать детям играть – требуется лишь грамотный контроль.

В этом году регистрация на «Павловскую ласточку» была закрыта за 20 минут. В чем притягательная сила таких фестивалей? Что дети получают от участия в них? Что вы можете пожелать всем участникам «Павловской ласточки»?

Для меня фестивали интеллектуальных игр всегда в первую очередь были про общение с классными ребятами, которые в чем-то похожи на меня и имеют схожие увлечения. Соревновательный момент тоже важен, конечно, как и атмосфера площадки и всего мероприятия. В этом плане «Павловская ласточка» во всех аспектах фестиваль превосходный, и совершенно неудивительно, что регистрация закрывается почти сразу. Желаю всем участникам нынешней и будущих «Ласточек» правильных ответов на любые вопросы, замечательного общения и положительных эмоций по жизни!